Инквизиция и общество в XVII веке


При слове инквизиция едва ли не каждый человек сегодня представляет некий святой орден, сжигающий на костре ведьму или незадачливого алхимика, который тщетно пытался превратить свинец в золото. Но так ли это на самом деле, и чем занимались отцы-инквизиторы в XVII веке? Выяснение предлагаю начать с того, как и почему появилась святая инквизиция.
Розыск и допросы еретиков проводились со II века, но тогда это касалось только священнослужителей, трактующих писание не так, как это было принято официальными церковными канонами. Впервые термин «инквизиция», в привычном для современного человека понимании, был употреблен на Турском соборе 1163 года во Франции во времена Людовика VII. А особый католический церковный суд под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Немногим позже, в 1229 году XIII века к нему присоединился созданный в Южной Франции церковный трибунал. Папа римский Григорий IX поручил этому органу «обнаружение, наказание и предотвращение ересей». Отсюда инквизиция, подобно чуме, начала распространяться по всей Европе.
Официально рожденная в XIII веке в Риме и подчиняющаяся папскому престолу, в XV веке, пройдя по Франции , инквизиция появилась в Испании, чтобы возродиться здесь на благодатной почве войн с иноверцами и , к XVII веку достигнуть своего апогея под эгидой объединения страны единой верой.
Испания, с ее мечтами о мировом господстве, явилась идеальным местом для развития этого института. Здесь святая инквизиция стала не столько ревнителем истинной католической веры, сколько порождением честолюбия и жадности испанцев. Преследования евреев, мавров и морисков, как еретиков, были лишь прикрытием истинных намерений короны обогатить казну за счет трудолюбивого и богатого коренного населения.
Первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада не только объединил страну династическим браком Изабеллы Кастильской с Фердинандом Арагонским, скрепил ее единой верой , став надзирателем над «новыми христианами» – морисками, но и сделал своей целью «поразить страхом всех врагов королевской власти – и, прежде всего, непокорную знать». С тех пор всех, кто проявлял недовольство, пытали в застенках инквизиции и казнили.
С конца XV до середины XVIII века инквизиция занимала высокое положение в Испании и всех ее колониях, а так же в соседней Португалии и всех колониях этой страны. 
Отнимая имущество у еретиков, церковные католические суды обогащались и приносили стабильный доход в казну государства. Время шло, инквизиция под покровительством власти росла и богатела, а ересь становилась все менее очевидной. Поэтому в XVII веке были скорее даже не разрешены, а легализованы пытки, благодаря чему процессы и «освобождения» возобновились с новой силой. Культурные традиции, колдовство, предрассудки и суеверия – ни что не оставалось безнаказанным. Народ ненавидел и сам выдавал «еретиков», а после тысячами приходил посмотреть на аутодафе. Проводились суды над ведьмами в Мексике, над двоеженцами в Бразилии, над мятежными франкмасонами, индуистами, евреями, мусульманами и протестантами, над блудливыми священниками и матросами-гомосексуалистами. Чем дальше, тем больше эти пышные процессии отцов-инквизиторов напоминали кровавый театр абсурда.
В оправдание инквизиторов можно сказать разве что, то, что зверства святого ордена носили эпизодический характер. В первые пятьдесят лет после основания инквизиции пыткам и истязаниям подверглись более 50 000 человек. Потом более чем за полтора века были замучены 84 000 человек. 
Что же касается Португалии, в которую инквизиция пожаловала из Испании, то здесь количество населения было гораздо меньше, а значит и потери ощутимее.
Нельзя строго сказать, что отцы инквизиторы только и делали, что искали ведьм и колдунов. Возможно, что они их и вовсе не искали специально, а действовали "по плану сверху". Тем не менее, было бы несправедливо забывать о том, что инквизиция не только принесла мучения сотням тысяч жителей Европы, в виде казней и истязаний, но и практически остановила технический прогресс в Средневековье. А в некоторых странах, как например в Испании, инквизиторы, которые прикрывались славным именем "борцом за католическую веру", задержали этот процесс вплоть до XVIII века.
Не зря Генрих Гайне говорил: «Там где сжигают книги, будут жечь людей». Томас Торквемада сжигал книги едва ли не вместе с предполагаемыми «еретиками» – их авторами. И это, на мой взгляд, сыграло далеко не последнюю роль в падении некогда великой империи. Солнце Испании зашло вместе с исчезновением инквизиции.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как далеко готов зайти Джон Сноу в третьем сезоне "Game of Thrones"

Метод Шерлока Холмса - дедукция или индукция?

Вышел "ёжик" из тумана